Харе Кришна на Мурмане Харе Кришна на Мурмане

Мурманский познавательный портал

о традиции учения Шри Кришны

наши разделы:

Главная
Поиск
Философия
Новости
История
Труды
Учителя
FFM
FFL
Наш Театр
Календарь
Галерея
Адрес

Наша гостевая книга:

Рейтинг@Mail.ru

Харе Кришна! В этом разделе нашего сайта Вы можете познакомится с некоторыми аспектами учения Шри Кришны
В начале страницы указан список вопросов, на которые Вы можете найти здесь ответы. Естественно, что этот список не отражает всех вопросов, которые возникают у нас на пути к Богу, но в будущем он будет пополняться и если Вы хотите получить ответ на какой-то конкретный вопрос интересующий Вас - пишите по адресу igor.georgi@mail.ru.

Основой для создания этой страницы послужили книги Его Божественной Милости основателя-ачарьи Международного Общества Сознания Кришны, А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.






Откуда эта философия?

Основным писанием в Международном Обществе Сознания Кришны является «Бхагавад-Гита». Название этой книги переводится как «Песнь Бога», т.к. Сам Кришна, Верховная Личность Бога, поведал в ней истины духовной жизни своему другу и ученику Арджуне.

Разговор между Кришной и Арджуной состоялся примерно пять тысяч лет назад на территории современной Индии, в месте, называемом Курукшетра.





Как философия «Бхагавад-Гиты» появилась на Западе?

Согласно «Бхагавад-Гиты», духовное знание должно передаваться по цепи ученической преемственности, от учителя к ученику. И в 1965 году А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (в Международном Обществе Сознания Кришны его сокращённо называют Шрила Прабхупада), выполняя наказ своего духовного учителя, приехал из Индии в США для того, чтобы рассказать людям Запада о самом простом и самом возвышенном методе духовной практики в наш век, о воспевании Святых Имен Бога. Хотя Шрила Прабхупада приехал в США уже в пожилом возрасте, он успел основать Международное Общество Сознания Кришны, написать комментарии и перевести на английский язык более 60 томов авторитетных священных писаний Индии и открыть храмы на всех континентах земного шара.

В 1973 году Шрила Прабхупада посетил Москву.





С чего начинается философия?

Философия начинается с чёткого разграничения между временным материальным телом и вечной душой живого существа.

Про душу говориться, что она не горит, не иссушается ветром, что её нельзя уничтожить никаким оружием. Вечные качества, присущие душе, - это вечность, знание и блаженство. Душа – это источник энергии в теле и этот источник имеет свою вечную форму. Другими словами, каждое живое существо – это личность. И живое существо не теряет свою индивидуальность даже после смерти. Также душа является неотъемлимой частичкой Верховной Личности Бога.

Если говорить о физических свойствах души, то она имеет размер 0,0001 кончика волоса.

Материальное тело, в котором находится живое существо, сравнивается с одеждой. Т.е. душа может менять тело и переходить из одного в другое. Таким образом, в «Бхагавад-Гите» описывается процесс реинкарнации. Переселяясь из тела в тело, живое существо может получить тела не только человека, но и животного, растения, птицы, насекомого и т.д. Всего существует 8 400 000 форм жизни, 400 000 из которых представляют собой человеческие формы жизни. Переселение из одного тела в другое происходит согласно закону кармы.





Что такое карма?

Любое действие имеет свои последствия – это закон кармы. Некоторые действия дают плоды тут же, а результатов других приходится иногда ждать несколько жизней. В священных писаниях Древней Индии карма сравнивается с семенами: если маленькому растению требуется мало времени, чтобы прорости из семени, то большому дереву нужны года. Карма бывает как плохая, так и хорошая. Совершая благовидные поступки человек готовит себе хорошие условия существования в следующей жизни, плохие же приводят к последующим страданиям.





Можно ли выйти за пределы круга рождения и смерти (самсары)?

Согласно закону кармы, наши благочестивые поступки готовят нам светлое будущее, плохие же заставляют страдать в последствии. Т.к. мы постоянно совершаем ту или иную деятельность (даже если мы физически ничем не заняты, мы постоянно о чём-нибудь думаем), мы постоянно формируем наше будущее. Таким образом, мы наделены свободой выбора, однако эта свобода выбора ограничена определёнными рамками. Вот некоторые из них: рождение, рост, старение, болезни, смерть. Согласно закону кармы, мы можем выбирать, в какой стране, семье и в каком теле мы родимся, какое образование получим, насколько долгую жизнь проживём, где и как умрём, однако мы не сможем избежать процессов рождения, роста, старения, болезней, смерти. Постоянное прохождение этого круга согласно закону кармы называется колесом или круговоротом самсары.

В связи с этим встаёт вопрос, возможно ли выйти за пределы круговорота рождения и смерти?

Ответ - да, можно.





Как разорвать узы кармы?

Выйти за пределы круговорота рождения и смерти означает разорвать узы кармы. Сделать это можно, изменив своё сознание.





Что означает изменить сознание?

Прежде всего, необходимо разобраться, каким сознанием мы обладаем сейчас. Мы обладаем сознанием, которое ставит в центр всего нас самих, т.е. мы совершаем или не совершаем те или иные поступки исходя из того, будет ли это благоприятно для нас самих или нет. Иногда мы можем принимать решения и совершать действия, которые благоприятны для нас, но доставляют неудобства или страдания другим. Такое сознание можно назвать сознанием эгоиста. Иногда встречаются люди, распространяющие своё сознание также на свою семью, реже - на свою родину, ещё реже - на всё человечество, и уж совсем редко - на всех живых существ.

В философии вайшнавизма такое сознание называется «ложным эгом». «Ложное эго» скрывает «истинное эго» живого существа.

Если «ложное эго» ставит в центр всего происходящего нас самих, то «истинное эго» открывает нам глаза на то, что весь мир поддерживается Верховной Личностью Бога, и что все живые существа зависимы от Него и имеют с Ним личностные отношения.





Каковы взаимоотношения индивидуальной души и Верховной Личности Бога?

Каждое живое существо, освобождённое от ложного эго, вспоминает о своей вечной духовной форме (теле). В этом духовном теле живое существо может наслаждаться различными расами (вкусами) своих отношений с Богом.





Как можно вспомнить о своих вечных взаимоотношениях с Богом?

В Ведах описывается много способов достижения этой цели. Каждый из них особенно хорош для определённой юги (века)*. В нынешний век самым эффективным методом является воспевание Святого Имени Бога.

* жизнь каждой планеты делится на века: золотой, серебряный, бронзовый и железный. Мы с Вами сейчас живём в железный век, век всеобщей вражды и раздоров.





У Бога есть Имя?

Да, Господь, как и любая личность, имеет Имя. Однако, Господь может распространять Себя в бесконечное количество различных Форм (Тел) и, соответственно, обладает бесконечным количеством Имён, хотя Он всегда один и двух Богов быть не может.

Данное утверждение не поддаётся пониманию с точки зрения материальной логики, впрочем как и существование самого духовного мира.





Какое Имя Бога выбрать для воспевания?

Каждый волен выбирать сам. Однако, примерно 500 лет назад в цепи ученической преемственности вайшнавизма явился Сам Господь (Он носил имя Шри Чайтанья). Он наставлял Своих учеников воспевать имена Господа, содержащиеся в строках Харе Кришна маха-мантры (Великой песни освобождения):

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе






Мантра-медитация

Имя Кришна означает "всепривлекающий", а Рама – "всерадующий", а Харе есть обращение к энергии преданного служения Господа. Таким образом, маха-мантра означает: „О всепривлекающий, о всерадующий Господь, о энергия Господа, прошу, позволь мне преданно служить Тебе."

Не существует строгих правил чтения маха-мантры Харе Кришна. Самое замечательное в мантре-медитации это то, что ею можно заниматься где угодно — дома, на работе, в автобусе или в метро, или же за рулем автомобиля. И — в любое время.

Существует два вида мантра-медитации: индивидуальная, при которой человек читает мантру на четках, называется джапа; когда же он повторяет ее за кем-то, это называется киртан. Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопанием в ладоши. Рекомендуются и та, и другая форма мантра-медитации, так как обе они оказывают благотворное воздействие на человека.

Для первого вида мантра-медитации нужны лишь круговые четки. Их можно купить в магазине, а если нет — сделать самим, следуя приведенным ниже простым рекомендациям:

1. Купите 109 больших круглых деревянных бусин (от одного до двух сантиметров в диаметре), с отверстиями, чтобы можно было нанизать их на нить, а также от трех до пяти метров крепкой нейлоновой нити.

2. Отступите пятнадцать сантиметров от конца нити и завяжите узел, затем, нанизывая по одной бусине, после каждой завязывайте одинарный или двойной узел, в зависимости от толщины нити.

3. Нанизав сто восемь бусин, проденьте оба конца нити в последнюю бусину.

4. Эта бусина называется бусиной Кришны, и хорошо, если она больше, чем остальные. Продев в нее оба конца нити, завяжите узел и обрежьте лишние концы нити. Ваши четки для джапы готовы.

Начиная мантра-медитацию, зажмите бусину, следующую за бусиной Кришны, между большим и средним пальцами правой руки и произнесите всю маха-мантру целиком: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Затем точно также зажмите в пальцах следующую бусину и снова произнесите маха-мантру, затем следующую... и так пока не повторите мантру на каждой бусине четок и не дойдете до бусины Кришны. Вы прочитали один "круг" джапы. Чтение одного круга должно отнимать у вас около семи минут, хотя вначале это может быть и десять минут и больше. Не читая мантру на бусине Кришны, поверните четки и идите по кругу в обратном направлении. Четки очень важны для джапы, так как вовлекают в медитативный процесс осязание, что помогает лучше сосредоточиться на мантре.

Если вы дали обет читать определенное число кругов в день, вам, чтобы не запутаться, хорошо иметь небольшой шнурок с нанизанными на нем бусинами, по числу кругов, что вы читаете ежедневно. Между этими бусинами не надо завязывать узлы, а только — на концах шнурка, чтобы они не соскочили. Закончив круг, передвиньте одну счетную бусину вниз.

Вы можете читать мантру в помещении или на свежем воздухе, ее можно читать так громко или так тихо, как вам угодно, но достаточно громко, чтобы слышно было вам самим. Самое главное — произносите каждое слово четко и ясно. Ваш ум, возможно, захочет переключиться на какие-нибудь посторонние мысли, поскольку ум неспокоен, неустойчив, и всегда хочет думать о чем-нибудь. Попытайтесь сосредоточить свое внимание на чтении маха-мантры Харе Кришна и вслушивайтесь в каждое слово.

Читать мантру можно в любое время дня, но в ведической литературе отмечаются определенные часы, наиболее благоприятные для духовной практики. Самыми благотворными для духовного развития являются ранние утренние часы. Хорошо, если вы отведете определенное время дня, всегда одно и то же, для чтения мантры. Начните с чтения одного или двух кругов в день, и постепенно увеличьте их число до шестнадцати; это — рекомендованный минимум для того, кто серьезно относится к джапа-медитации, и того, кто хочет стать преданным Господа Кршны.

В отличие от джапы, индивидуальной медитации, киртан представляет собой групповую медитацию. Во время киртана мантра Харе Кришна поется на какой-либо мотив. Пение это может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах. Киртаны можно проводить у себя дома, с семьей или друзьями, у кого-то в гостях или на природе. Один человек "ведет" киртан — то есть сначала он поет мантру Харе Кришна один, а затем остальные повторяют ее на тот же самый мотив. Снова ведущий поет мантру один, и остальные повторяют вслед за ним. Так снова и снова пропевается мантра Харе Кришна, продолжается киртан, и ощущение духовного блаженства в тех, кто принимает в нем участие, все усиливается. Преимущество киртана втом, что вы слышите мантру Харе Кришна не только тогда, когда сами произносите ее, но и когда ее произносят другие. Петь мантру можно на любую мелодию, сопровождая пение игрой на каких-нибудь музыкальных инструментах, хотя последнее не обязательно. Хороши в киртанах традиционные индийские инструменты — барабаны и цимбалы, если же их нет, их можно заменить тем, что имеется у вас под рукой — воображение поможет вам. Можно использовать и другие музыкальные инструменты — пианино, орган, свирель, гитару и т.д. Хорошо и просто хлопать в ладоши. Дети тоже могут принимать участие в киртанах, это благотворно скажется на их духовном развитии. Так вся семья может собираться по вечерам для совместного киртана. Хорошо проводить киртаны каждый день или так часто, как это возможно. Чтение мантры Харе Кришна принесет вам ощущение духовной свежести, причем это ощущение будет постоянно усиливаться. Вы можете убедиться в этом сами. Попробуйте повторять в течение пяти минут какое-нибудь другое слово или фразу. Если вы будете снова и снова повторять „Пепси-кола", уже через несколько минут вам это смертельно надоест, не принеся никакого удовлетворения. Звук же имени Кришны трансцендентален, имя Его хочется повторять еще и еще. В каких бы условиях человек ни повторял маха-мантру, это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Однако великие мудрецы и святые — авторитеты в джапа-медитации — предлагают использовать некоторые приемы, которые усилят и ускорят действие такой медитации. Чем больше человек повторяет мантру Харе Кришна, тем легче ему будет выполнять перечисленные ниже принципы, так как, повторяя эту мантру, он обретает духовную силу и развивает вкус к высшим наслаждениям. Когда человек при повторении маха-мантры начинает испытывать духовное наслаждение, ему становится намного легче отказаться от дурных привычек, препятствующих духовному развитию.

1. Для тех, кто серьезно и искренне стремится к духовному развитию, рекомендуется следовать четырем основным принципам, перечисленным ниже: а) Не употреблять в пишу мясо, рыбу и яйца, б) Не употреблять одурманивающих средств (наркотических препаратов, марихуаны, гашиша, ЛСД, алкоголя, табака, и даже кофе и чая), в) Не играть в азартные игры, г) Не вступать в половые отношения вне брака (а в браке — только для зачатия детей).

Следование этим четырем регулирующим принципам приведет к быстрому духовному прогрессу. Пренебрежение же ими очень затрудняет духовное развитие, усиливая привязанность человека к материальным вещам. Однако мантра-медитация обладает такой силой, что вначале человек может повторять мантру Харе Кришна независимо от его жизненных обстоятельств, и сама мантра поможет ему продвинуться на этом пути.

2. Следует регулярно читать произведения А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, особенно Бхагавад-гпту и Шримад-Бхагаватам. Просто слушание о Кришне, о Его необыкновенных деяниях и трансцендентальных развлечениях, очищает сердце человека от грязи, накопившейся там за то долгое - долгое время, что он находится в материальном мире. Регулярно слушая о Кришне и о духовном мире, где Кришна наслаждается вечными развлечениями со Своими преданными, человек может полностью постичь природу духовной души, осознать, что составляет истинную духовную деятельность и каков совершенный метод, с помощью которого можно достичь освобождения из этого материального мира.

3. Чтобы лучше защитить себя от материальной скверны, следует есть только вегетарианскую пишу, одухотвореную тем, что она была предложена Верховному Господу, Кришне. Убивая любое живое существо, включая растения, человек навлекает на себя кармические последствия. Но Кришна говорит в Бхагавад-гите, что Он избавляет от кармических последствий того, кто предлагает Ему вегетарианскую пишу.

4. Следует жертвовать плоды своей деятельности Верховному Господу Кришне. Когда человек работает для собственного удовольствия и удовлетворения, он испытывает на себе кармические последствия своей деятельности. Если же он работает для Кришны, это не только освобождает его от кармы, но и пробуждает его дремлющую любовь к Кришне. Можно продолжать заниматься своей обычной деятельностью, если она не противоречит — прямо или косвенно — четырем регулирующим принципам, упомянутым выше.

5. Человек, серьезно относящийся к джапа-медитации, должен как можно больше общаться с теми, чьи интересы подобны его собственным, это придаст ему духовных сил. На всех нас оказывает большое влияние наше окружение, это естественно. Поэтому нежелательно слишком много общаться с людьми, не имеющими духовных интересов. Общение с теми, кто стремится к духовному развитию, повторяя мантру Харе Кришна н выполняя регулирующие принципы — наилучший и самый быстрый способ продвижения на пути домой, обратно к Богу.





Наука самоосознания нашей эпохи, построенная на мантра-медитации и глубоком изучении таких трансцендентных писаний как Бхагавад-гита, Шримад Бхагаватам и Чайтанья Чаритамрита