|
    Календарь\Страничка о Господе Нитьянанде\Путешествие Господа Нитьянанды по святым местам
Путешествие Господа Нитьянанды по святым местам
Нитай жил в родительском доме до двенадцати лет. Он уже хотел
оставить семью, но не смел сказать об этом матери, Он не мог видеть ее
страданий. Без Господа Нитьянанды мгновенье казалось ей тысячелетием.
Хадай Пандит никуда не ходил без сына. Занимаясь делами — работая в
поле, принимая в доме паломников или выезжая на базар — он брал с собой
Нитьянанду. Однажды мальчик, идя за отцом, случайно упал, и Хадай так
напугался, что с тех пор всегда в беспокойстве оглядывался, проверяя, идет
ли за ним Нйтьянанда. Родители часто обнимали и ласкали сына, и в их
объятиях нежное, словно масло, мягкое тело Господа становилось еще
нежнее. Нйтьянанда был для них дороже жизни. Зная об этом, Верховный
Господь оставался с родителями, даруя им покой и счастье.
Однажды по воле Провидения дом Хадая Пандита посетил прекрасный
молодой санньяси. Хадай Пандит, преисполненный радости, подал ему
милостыню и пригласил к себе, стараясь принять как можно лучше. Он
счастлив был такому гостю. Этот санньяси был Вишварупой, старшим
братом Гауранги Махапрабху. Еще юношей он покинул родительский дом и
принял отречение от мира. Имя его стало Шри Шанкараранья Пури.
Кришнадас Кавирадж Госвами говорит в «Чайтанье-Чаритамрите», что
Вишварупа был воплощением Баладевы, Маха-Санкаршаны, который
является внешней и внутренней причиной космического творения и
пребывает в каждом его атоме. Нйтьянанда — это Баларама, старший брат
Кришны во Врадже, а Вишварупа — это Санкаршана, проявление
Нитьянаиды.
Вишварупа стал гостем Хадая Оджхи. Поскольку санньяси живут в
полном отречении, Хадай не мог пригласить его в дом. Он предложил ему
сесть под большим баньяновым деревом, которое по сей день стоит в
Экачакре. Каждый день Хадай приносил ему пищу и все, что необходимо
санньяси. Иногда Нйтьянанда посещал его. Красота и сладостные речи
мальчика очаровали Шанкараранью Пури, снова и снова ему хотелось
видеть Нитьянанду.
Ночи Хадай проводил с гостем, беседуя о Кришне и Его играх. Однажды
на рассвете санньяси сказал, что ему пора собираться в путь. Прощаясь, он
обратился к Хадаю:
— У меня есть к тебе одна просьба. Я санньяси и прошу у тебя бхикшу.
Ты не можешь отказать мне.
— Я дам тебе все, что пожелаешь, — ответил Хадай. — Я семейный
человек и должен служить тебе.
— Я отправляюсь в паломничество по святым местам, но у меня нет
спутника. Отпусти со мной своего сына Нитьянанду. Вот бхикша, о которой
прошу тебя. Я буду заботиться о Нем, как о собственной жизни.
Путешествуя по святым местам, Нитай узнает много нового.
Слова санньяси поразили Хадая Пандита, чистосердечного благочестивого
брахмана. Он сразу помрачнел и почувствовал слабость в ногах. «Санньяси
просит отдать ему мою жизнь, и если я откажу, и погибну. Великие люди
прошлого жертвовали собой во исполнение воли мудрецов и аскеров. Отец
Господа Рамачандры Дашаратха дорожил сыном больше собственной
жиани, но когда Вишвамитра попросил отпустить Раму, Дашаратха дал свое
согласие. Он знал, что разлука принесет ему жестокие страдания, и тем не
менее не отказал святому отшельнику. О, в каком я затруднении! О Господь
Кришна, что мне делать? По воле Бога я оказался в положении Дашаратхи, а
сын мой подобен Господу Рамачандре. Почему это должно было случиться?
Почему нас коснулся ветер разлуки?»
Хадай Пандит решил посоветоваться с женой.
Благочестивая
Падмавати, мать Вселенной, выслушала мужа и сказала:
— Поступай, как сочтешь нужным — я приму твою волю.
Хадай вернулся к санньяси и передал Нитьянанду под его опеку. Словно
подрубленное дерево, не в силах поднять головы, стоял он на дороге, по
которой медленно удалялся любимый Нитай с Его спутником. Из глаз Хадая
текли жгучие слезы разлуки с возлюбленным сыном и Господом. Его
жалобный плач мог растопить даже камни. Охваченный тоской и любовью,
Хадай не мог сдвинуться с места, он окаменел. Когда они скрылись из виду,
Хадай Пандит без сознания упал в пыль.
Как только Нитьянанда покинул Экачакру повсюду в деревне появились
дурные предзнаменования. Друзья Нитьянанды прерывали в глубокой
печали. Одни из них тоже отправились странствовать по святым местам, а
другие приняли отречение и стали аскетами.
Глядя на отца Нитьянанды, соседи говорили: «Наш Хадай сошел с ума».
Он уже три месяца ничего не ел, жизнь превратилась для него в кошмар.
Хадай не был Богом и не мог умереть по своей воле. Он еще жил, но жизнь
теплилась в нем благодаря любви ко Всевышнему. Как они с женой согла-
сились отдать странствующему аскету своего любимого Нитая? Что нашло
на них? Наверное, они были не в себе, раз отпустили Нитая. Хадай Пандит
не смог долго выносить такую муку. Укушенный змеей разлуки, он покинул
этот мир и вернулся в духовное царство Бога.
Удивительно, как мог Господь покинуть дом, где Его так любили? Деяния
Господа, так же как и деяния Его преданных непостижимы. Господь Капила,
обладавший трансцендентным знанием, оставил дом и овдовевшую мать
ради спасения всей Вселенной. Шрйла Шукадева Госвами ушел из дома,
оставив отца, мудреца Вьясадеву, ни разу не оглянувшись. Духовное
отречение отличается от мирских расставаний. Кто может понять это?
Господь являет Свои игры во имя освобождения всего живого в творении.
Его милость несравнима ни с чем. История царя Дашаратхи, который не
вынес разлуки с любимым сыном Господом Рамачандрой во все века будет
вызывать слезы на глазах самых жестоких и бесчувственных людей.
Нитьянанда Прабху начал Свое двенадцатилетнее паломничество. Он
хотел сразу отправиться в Навадвипу, которая находилась в ста милях к
северу от Экачакры. Он знал, что Господь Чайтанья нисшел в этот мир и
сейчас являет детские игры, скрывая Свою истинную миссию и
божественную природу. «Я с удовольствием совершу паломничество по
святым местам с этим Удивительным санньяси, — думал юный Нитьянанда,
— а потом, когда Махапрабху готов будет явить Себя миру, Я приду в
Навадвипу». Так счастливый Нитьянанда покинул родную Экачакру вместе
со Своим странствующим спутником, который обучал Его и поддерживал
нежной дружбой долгие двенадцать лет.
Нитьянанда Прабху, Верховная Личность Господа, — Сам Господь
Баларама, дарующий освобождение всей Вселенной. Тысячи ртов не хватит
неустанно прославлять Господа Балараму, потому что Он тысячей ртов
Ананта-Шеши неустанно прославляет игры Господа Кришны. Как
драгоценные камни хранятся в золотой оправе, так алмазы игр Кришны
хранятся в оправе уст Анантадевы. Поэтому уста, прославляющие Господа
Балараму, поведают и о трансцендентных играх Шри Чайтаньи Махапрабху.
Первым святым местом, которое посетил Господь Нитьянанда в своем
путешествии, был храм Вакрешвара; потом Он прошел все леса
Вайдьянатха. Посетив Гаю, Нитьянанда пошел в Каши (Бенарес), главное
место паломничества майявади и йогов, которые сидят по берегам Ганги,
несущей свои стремительные воды на запад. Радостный Нитьянанда утолял
жажду и купался в реке. Его усталость не проходила, так же как не
пропадало страстное желание идти дальше. Бы1ло раннее утро, когда Он
пришел в Праяг. Господь омылся в холодных водах Магхи — места, где
сливаются три священных реки — Ганга, Ямуна и Сарасвати.
Оттуда Нитьянанда направился в Матхуру, где Он являлся под именем
Господа Баларамы пять тысяч лет назад. Он посетил место, где родился
Господь Кришна. Его влекла река Ямуна, и Нитай вошел в ее мягкие воды у
Вишрам-гхата. С восторгом обошел Он холм Говардхану. Нитьянанда
посетил двенадцать лесов Вриндавана, наслаждаясь их тенистыми рощами.
В Гокуле Господь увидел дом Навды Махараджа. Он опустился на землю и
заплакал. Слезы любви к Богу лились из Его глаз, словно реки. Он
поклонился божеству Мадан-Мохану и отправился в крепость Хастинапур,
город Пандавов. Это место так взволновало Господа Нитьянанду, что Он
сынова заплакал. Однако местные жители не поняли переживаний странст-
вующего юноши. Из Хастинапура Господь отправился в Двараку и
искупался в океане в величайшем духовном блаженстве.
Дадее Нитьянанда направился в Сиддхапур. Это место было освящено
присутствием Господа Капилы. В Матсья Тиртхе на большом празднике он
раздавал в пожертвование зерно. Господь посетил Шива-Канчи и Вишну-
Канчи. Нитьянанду позабавили фанатичные стычки между последователями
Господа Шивы и Господа Вишну. Он прошел Курукщетру, Притхудаку,
Бинду Саровар, Прабхашу и Сударшана Тиртху. Потом Он отправился в
Тривикраму, Виласу, Брахма-тиртху и Чакра-тиртху. Радостный и бодрый
Нитьянанда путешествовал по Пратисторе. В этом красивом месте
священная река Прати-сарасвати плавно впадает в океан. Оттуда было
недалеко до леса Наймйшаранья. Потом Господь пришел в город Айодхью.
Увидев место рождения Господа Рамачандры, Он почувствовал духовный
экстаз. Из глаз Его хлынули слезы.
Путешествуя, Шри Нитьянанда вступил в наследное царство царя Гухаки
— Шринга Верапур. Этот праведный царь жил во времена Господа Рамы, и,
находясь в этом святом месте, Шри Нитьянанда почувствовал сильное
волнение. Он стал думать о преданном царе Гухаке и погрузился в транс на
три дня.
Шри Нитьянанда шел лесами, в которых гулял Господь Рамачандра.
Страдая в разлуке с Господом, Он катался по земле. Потом Он вышел к
святой реке Сараю, спокойно текущей близ Айодхьи. Он омылся в водах
реки Каушики и посетил древнюю святыню —Пуласта-ашрам, спустился в
Гамати и искупался,в водах Гандаки и Сона. Он взобрался на холм Махендра
и поклонился там Господу Парашураме. Оттуда Нитьянанда добрался до
Харидвара, места в Гималаях, где берет начало мать Ганга.
Он посетил Пампу, Бхиму, Годавари и Бенву, а в реке Бипаса вошел в воду
и оставался там некоторое время. В Мадурае Он посетил храм Господа
Картики, а оттуда направился в Шри Прабат. Там стоял огромный
величественный Храм, где Шива и Парвати в облике идеального брахмана и
его жены преданно служили Верховному Господу. Они узнали своего
повелителя — перед ними стоял изначальный Господь Санкаршана в одежде
странствующего монаха. Шива и Парвати радостно приняли высокого гостя,
выразили Ему свое почтение. Парвати приготовила изысканные блюда и
предложила их Господу Нитьянанде. Шри Нитьянанда поклонился в ответ. О
чем говорили Шива, Парвати и Господь Нитьянанда, известно только
Господу Кришне. Потом Нитьянанда простился со всеми и направился в
царство Дравиды.
Он путешествовал по многим местам паломничества — Вьенкатанатх,
Камакостхипури и Канчи, пока не достиг берегов священной реки Кавери.
Оттуда было недалеко до знаменитого храма Шри Ранга, где Господь Шри
Рагхунатх милостиво принимал пышное поклонение Своих преданных.
Потом Господь Нитьянанда посетил Харикшетра. Он прошел холмы
Ришабха, Мадурайй, Критамала и Тамрапараи. На холмах Малаи Он
появился в обители мудреца Агастьи. Все ее жители были очарованы
божественным юношей, ставшим их гостем.
Поднявшись в Гималаи, Он погрузился в божественную атмосферу
Бадарикашрама и провел несколько дней в уединении и покое. Он посетил
там обитель Шрилы Вьясадевы, который сразу узнал в Нитьянанде Господа
Балараму, объект своего поклонения. Вьясадева радушно встретил дорогого
гостя, и Нитьянанда почтительно поклонился мудрецу.
Во время Своих путешествий Господь Нитьянанда увидел однажды
буддийских монахов. Они сидели кружком, в медитации. Господь спросил
их о чем-то, но они ответили полным молчанием. Это рассердило
Нитьянанду. Он обругал их и в гневе ударил каждого по голове. Буддисты в
страхе разбежались, а Господь продолжил Свой путь, бесстрашно следуя
лесными дорогами.
Шри Нитьянанда пришел на юг в Канья Кумари. Там, на берегу
Индийского океана, стояло прекрасноебожествоу Дурги. Это была самая
южная точка Индии. Он посетил Шри Авантапур и озеро Панча-апсара. В
Гокарне Он обошел все храмы Господа Шивы. а в Керале и Тригарле шел от
двери к двери, являя всем Свою беспричинную милость. Он пересек все
реки, текущие с холмов Виндхья и прошел всеми дорогами южных земель;
затем Он появился в Тапти. Он посетил Ребу, Махи-смати, Маллатиртху,
Сурпараку, а потом повернул на запад.
Писания говорят, что Нитай долгое время провел в святой земле
Пандарапура (Махараштра). В этих местах покинул мир молодой санньяси
Шанкараранья, или Вишварупа, старший брат Господа Чайтаньи. Поскольку
Вишварупа неотличим от Господа Нитьянанды, Нитьянанда вобрал энергию
(шакти) Вишварупы в собственное бытие.
В Пандарапуре Господь Нитьянанда впервые повстречался с Лакшмипати
Тиртхой. Уже не раз Лакйшипати Тйртхе во сне приходил Господь
Баларама, и, увидев в Пандарапуре Нитьянанду, он сразу узнал в этом
прекрасном молодом человеке Самого Господа Балараму. У них сложились
глубокие любовные отношения, с каждым днем Нитьянанда и Лакшмипати
Тиртха становились все дороже и ближе друг другу. Писания говорят, что
как раз в это время Лакшмипати Тиртха принял Шри Нитьянанду в ученики,
добавив к Его имени — Сварупа.
Где бы ни был Нитьянанда, везде Он сиял от радости. Бесстрашный и
осторожный, Он всегда испытывал экстатическую люббвь к Кришне. От
величайшего восторга Он то плакал, то смеялся. Кто может понять
блаженное смятение, волновавшее Его сердце?
Проникаясь атмосферой святых мест, Нитьянанда Прабху все больше и
больше проявлял природу авадхуты. Его поступки и поведение становились
все более необъяснимыми и загадочными. Никто не мог понять, что движет
Им, почему Он так ведет Себя. Опьяненный восторгом. Он мог, танцуя,
задрать дхоти Себе на голову. Временами Нитьянанда чувствовал Себя
пятилетним ребенком, хотя был уже взрослым юношей.
Гбсподь Нитьянанда никогда не принимал санньясы, однако вел Себя как
санньяси авадхута. В вайшнавской традиции редко встречаются такие
санньяси, однако Упанишады описывают их. Авадхуты, «чистые», в
божественном чудачестве могли раздеться донага. Они жили в согласии со
всем миром, безразличные к печали и боли, пренебрегали традициями и
порядками в обществе, кастовыми различиями. Некоторые из этих качеств,
если не все, были полностью проявлены в Нитьянанде Прабху. Иногда Он
вел Себя так странно, что люди вскакивали и убегали, лишь услышав Его
имя. Так было до тех пор, пока Он не женился, и потому Адвайта Ачарья,
шутя, не раз называл его сахаджи пагала — «настоящий сумасшедший».
В действительности Нитьянанда Прабху в совершенстве контролирует
Свои чувства. Он ничего не знает об этом мире, и потому ведет Себя как
авадхута, трансцендентный в мирской реальности. В этом отречении,
безразличии Нитьянанды ко всему материальному проявляется
непостижимая высота Его духовной жизни.
|
|