Харе Кришна на Мурмане Харе Кришна на Мурмане

Мурманский познавательный портал

о традиции учения Шри Кришны

наши разделы:

Главная
Поиск
Философия
Новости
История
Труды
Учителя
FFM
FFL
Наш Театр
Календарь
Галерея
Адрес

Наша гостевая книга:

Рейтинг@Mail.ru
    Календарь\Страничка о Господе Нитьянанде\Рождение и детские игры Господа Нитьянанды

Рождение и детские игры Господа Нитьянанды

ni\nitay1.jpg

Господь Баларама, Шри Ананта-Шеша, под именем Шрилы Нитьянанды Прабху явился в 1474 году по христианскому календарю в Радхадеше (Западная Бенгалия) и остался в этом мире согласно трансцендентному желанию Махапрабху. Шри Нитьянанда, Господь Гаудия-вайшнавов, родился на тринадцатый день прибывающей луны месяца Магха в деревне Экачакра провинции Бирбхум в семье возвышенного брахмана Хадай Оджха и Шримати Падмавати деви. Писания говорят, что в играх Господа Кришны они были Васудевой и Деваки, прославленными родителями Господа Баларамы. Хадай был известным пандитом из достойной брахманской семьи родом из Митхилы. Добрый и сострадательный ко всем, он не был привязан к мирскому. Шримати Падмавати славилась своим благочестием и целомудрием. Это была великая преданная Господа, мать Вселенной.

Шри Нитьянанда Прабху был единственным сыном столь добродетельных родителей. С рождением Нитая — так звали Нитьянанду друзья и родные — исчезли голод, нищета и болезни. С раннего детства Нитай, разумный мальчик со спокойным нравом, был поистине вместилищем выдающихся ка- честв. Бог любви Купидон — олицетворение красоты в этом мире — прятался, смущенный трансцендентной красотой Господа Нитьянанды.

В тот благословенный день, когда в Навадвипе явился Господь Чайтанья Махапрабху, Шри Нитьянанда находился в Радхадеше. Он кричал от величайшего ликования, лавиной обрушившегося на Него. Это был могучий глас любви, достигший пределов Вселенной. Все живое замерло. «Должно быть, это раскаты грома!» — с ужасом думали одни. Другие решили, что это звук какого-то надвигающегося бедствия. Третьи говорили:

«Мы знаем, что это! Господь Гаудия-вайшнавов кричит в великом экстазе!» Люди терялись в догадках. Находясь под покровом иллюзии, они не знали истины о Господе Нитьянанде. Нитьянанда не раскрывал Себя и, словно маленький мальчик, радостно играл со сверстниками. В детстве Он являл трансцендентные игры Господа Кришны и Господа Баларамы во Вриндаване. Мальчики переодевались в прлубогов и вместе с Нитаем, который играл мать Землю в облике коровы, шли к Ганге, словно на берег Молочного океана, чтобы помолиться Верховному Господу Кришне о помощи. Скрывшись в ближайших кустах, кто-нибудь отвечал громовым голосом:

«Скоро Я явлюсь в Матхуре, чтобы облегчить бремя Земли!»

В тот же вечер Господь Нитьянанда собирал Своих друзей и устраивал веселую свадьбу Шри Васудевы и Деваки. Плотно закрыв все двери и завесив окна в комнате, словно это была сырая темница, Господь Нитьянанда разыгрывал рождение Господа Кришны, который явился темной ночью, во время бури и проливного дождя. Разыгрывая этот эпизод, Нитай превратил всю округу во Вриндаван, деревню пастухов. Он бережно перенес туда младенца Кришну, а вместо Него на ложе Деваки в тюрьме Камсы положил девочку Иогамайю. Так был обманут злой царь. Живя этими историями, дети сдружились, единодушно признавая в Нитае своего любимого друга и вожака. Нитай обладал безгранично богатым воображением, и мальчики весело смеялись, когда Он переодевал их в полубогов или демонов и распределял между ними роли.

Разыгрывая историю Путаны, дети держались за животы от хохота, когда один из них, словно маленький Кришна, пытался сосать у демоницы грудь. С помощью друзей Нитай смастерил тележку из жесткого тростника, а потом сломал ее. Ребята не хотели расставаться с Нитаем и возвращаться домой. Днем и ночью они наслаждались своей трансцендентной дружбой. И их родители никогда не ругали Нитьянанду, напротив, с любовью сажали Его себе на колени. «Мы не видели ничего удивительнее Твоих спектаклей! — говорили они — Откуда Ты знаешь в таких подробностях все транс- цендентные игры Господа Кришны?»

В другой раз Он смастерил из листьев змея Калию и вместе с ребятами пошел на реку. Когда мальчики прыгнули в воду и потеряли сознание, Нитьянанда оживил их. Поблизости был лес деревьев тала, и Нитьянанда ходил туда со Своими маленькими друзьями. Одержав победу над демоном- ослом Дхенукой, Он наслаждался сладкими фруктами и угощал всех. Когда Он вместе с ребятами ходил в лес пасти коров, они изображали лесные игры Кришны: Нитьянанда мастерил кукольных демонов — Бакасуру, Агхасуру и Ватсасуру — и сражался с ними, а с заходом солнца возвращался домой, иг- рая на Своем горне, окруженный друзьями и коровами.

Нитьянанда поднял холм Говардхану, во всех подробностях разыграв эту историю со Своими друзьями, а в другой раз воссоздал Вриндавана-дхаму и играл, вспоминая различные места игр Господа Кришны. Он воровал одежду пастушек-гопи и встречался с женами брахманов, которые совершали в это время жертвоприношение. Иногда кто-нибудь из детей одевался как Нарада Муни — приклеивал бороду, заматывал шафрановое дхоти — и появлялся перед Камсой, одиноко сидящим в своем дворце. Потом кто-нибудь из мальчиков переодевался в Акруру, и разворачивалась игра отъезда Господа Кришны и Баларамы в Матхуру по приказу жестокого царя. Словно гопи Вриндавана, Нитьянанда горько плакал в разлуке. Слезы бежали у Него из глаз, и мальчики с искренним изумлением смотрели на Его горе — невозможно было понять, играет ли Нитай или действительно страдает в разлуке с Кришной.

Затем вся деревня превращалась в Матхуру. Кто-то из мальчиков изображал злобного дхоби, а другой встречал Нитьянанду с гирляндой цветов, словно цветочник Судама. Навстречу Ему шла горбунья Кубджа с подносом ароматной сандаловой пасты. Мальчики изображали огромного слона Кувалаяпиду и двух могучих борцов — Чануру и Муштику. Нитай боролся с ними, награждая их тумаками и волоча за волосы. В гневе Нитай хватал переодетого Камсу и, повалив его на землю, бил в грудь. После победы над жестоким царем мальчики весело танцевали. К концу дня у всех животы болели от смеха. Вернувшись домой, дети рассказывали родителям о веселых играх с Нитаем. «И откуда такой талант? — удивлялись взрослые. — Маленький Нитай так хорошо знает все эти истории! Удивительно!»

Иногда Нитай водил друзей к деревенскому молочнику, чтобы украсть у него из погреба йогурт и масло, как это делал Кришна в Своих детских играх. Старый молочник, однако, не ходил жаловаться, а наоборот, хитро посмеиваясь, выставлял на видное место излишки молока и масла. Все взрослые жители Экачакры обожали Нитая, они были очарованы этим чудесным маленьким мальчиком.

Однажды Нитай оделся мальчиком-брахманом и взял в руки деревянный зонтик. Так начались игры Господа Ваманы. Кто-то из Его друзей стал могучим царем демонов Бали Махараджем, который вместе со своим учителем Шукрачарьей в одеждах старца развел огонь большого жертвоприношения. Ваманадев, желая лишить Бали власти над всей Вселенной, появился на жертвенной арене и попросил у царя три шага земли. Шукрачарья запретил исполнять эту просьбу, но Бали не послушал Шукрачарью, за что Господь благословил его, возложив Свои лотосные стопы царю на голову.

- Нитай, где Ты выучился этим историям? - спрашивали соседские женщины.

- Таковы Мои божественные игры, - с улыбкой отвечал Нитьянанда. Вопрос соседок доставил Ему явное удовольствие. — Я милостиво являю их вам.

Деревенские жители только весело смеялись, тряся головами. Они не знали, что с Ним поделать. Взрослые и дети, находясь под покровом иллюзорной энергии Господа (йогамайи), не узнавали в Нитае Верховного Господа Балараму. Он оставался для них маленьким Нитаем из Экачакры.

Нитьянанда разыгрывал Рамаяну, строя мост через океан до острова Ланки. Его друзья переоделись обезьянами и стали армией Господа Рамы. С криком: «Джая Рагхунатх!» — они поливали веточки деревьев касторовым маслом и бросали их в воду, в точности как обезьяны Рамачандры бросали в воду скалы и утесы, чтобы построить мост.

Господь Нитьянанда любил играть Шри Лакшмана. С луком в руках затаившись у дворца. Он выслеживал Сугриву, царя обезьян, и с гневом обрушивался на него: «Иди сюда, жалкая, обезьяна! Мой Господь Рама недоволен тобой! Рамачандра в печали ожидает нас у горы Малаяван, а ты наслаждаешься обществом женщин, собираясь жениться! Если тебе дорога жизнь, следуй за мной. Я пощажу тебя, но ты должен немедленно идти к Раме и предложить Ему свою помощь!»

Господь Нитьянанда полностью вживался в роль Лакшмана, но Его друзья думали, что все это шутка. Они не могли уловить тонкий смысл этой игры. Мальчики переодевались как пять самых знаменитых обезьян, а Нитьянанда в одежде Лакшмана вопрошал их:

— Кто вы? Я вижу, вы из рода обезьян. Но что вы делаете в лесу? Я слуга Рагхунатха, Господа Рамачандры, пожалуйста, представьтесь!

—Мы убежали в лес из страха перед Бали. Пожалуйста, отведи нас к Господу Рамачандре, чтоб мы могли принять пыль с Его лотосных стоп.

С радостной улыбкой обняв обезьян, Лакшман вел их к Господу Рамачандре. Обезьяны падали к лотосным стопам Господа, выражая Ему глубокое почтение.

Однажды Господь Нитьянанда показал сцену убийства Индраджита, сына Раваны, а потом целиком погрузился в переживания Лакшмана. Переодев одного из своих друзей Вибхишаной, младшим братом Раваны, Нитай привел его к Господу Рамачандре, и Господь возвел Вибхишану на престол Ланки. К Нитаю приблизился десятиглавый Равана: «Я — Равана, царь демонов! Сейчас я выпущу мое самое могущественное оружие. Попробуй его отразить, Лакшман!» Бросив Лакшману такой вызов, мальчик кидал в Нитая цветок лотоса. Охваченный воинственным духом Лакшмана, Нитай падал на спину и лежал на земле без сознания. И как мальчики ни пытались привести Его в чувство, Нитай оставался неподвижным. Не увидев в Его теле признаков жизни, друзья окружили Нитая, положили Его голову себе на колени и заплакали. Родители Нитая кинулись к месту игры и, увидев безжизненное тело своего сына, оба чуть не сошли с ума от горя: в глазах у обоих потемнело, и они без чувств упали на землю. Друзья и соседи с изумлением смотрели на эту картину.

Запинаясь, мальчики пытались объяснить толпе, что произошло.

Я, кажется, понимаю, почему Нитай потерял сознасказал кто-то из взрослых. — Помните, Он играл однажды роль царя Дашаратхи, который ужасно страдал в разлуке с сыном? В конце концов Нитай «умер», услышав об из- гнании Рамачандры в лес. Это игра! И если Хануман добудет нужное лекарство, Он обязательно придет в себя!

— Верно, верно! Где Хануман? — волновалась толпа. Перед началом игры Господь Нитьянанда предупредил:

|«Когда Я потеряю сознание, окружите Меня и плачьте. Подождите немного, а потом пошлите за Шри Хануманом. И |когда он добудет светящуюся траву сандживани, ко Мне вернется жизнь». Господь лежал без сознания, прерывая в состоянии Санкаршаны, Лакшманы, которым Он и был на самом деле. Но как это смутило Его друзей! Этот неожиданный обморок вызвал такую растерянность, что они забыли о Его нaказе и теперь рыдали во весь голос. Однако, услышав о лекарстве и о Ханумане, они разом все вспомнили. Один из них | оделся Хануманом и стремглав помчался в лес за чудодейственной травой.

Там его ждал другой актер, переодетый аскетом. На деле это был вовсе не аскет, а злобный демон, дядя Раваны. Увидев Ханумана, он пригласил его отведать немного фруктов:

— Пожалуйста, останься, дорогой Хануман, укрась собой мою скромную обитель отшельника! Для меня величайшая удача — повстречать такую добродетельную душу, как ты!

— У меня неотложное и важное дело,— ответил Хануман.— Я должен спешить. Наверное, ты слышал, что Лакшман, младший брат Господа Рамачандры, лежит без сознания, сраженный Саткишела-оружием Раваны. Во что бы то ни стало мне нужно добыть чудесную траву сандживани с хол- ма Гандхарва, только это спасет его!

— Ну, раз ты все равно уходишь, — не отставал аскет, — хотя бы искупайся и поешь что-нибудь, а потом продолжай свое славное путешествие!

Волею Господа Нитьянанды Его юные друзья исполняли свои роли так подлинно и ярко, что завороженные зрители забывали о своих домашних делах. По просьбе аскета Хануман шел к большому озеру искупаться. В воде его поджидал переодетый крокодил, который схватил Ханумана за ногу и стал затягивать глубоко в воду. Но Хануман был таким сильным, что вытащил крокодила на берег—Между ними произошла жестокая схватка, после чего, оставив поверженного врага, Хануман отправился дальше. Но тут за ним, рыча на весь лес, погнался переодетый аскетом демон.

—Ты убил крокодила, но тебе не удастся убить меня! Я тебя сожру! И тогда посмотрим, кто спасет жизнь Лакшману!

— Ты пес Раваны, - ответил Хануман, - я презираю тебя! Спасай свою жалкую жизнь!

Они накинулись друг на друга, цепляясь за волосы и бранясь. Оба сильные и могучие, как слоны, они повалились на землю, продолжая бороться. Вскоре Шри Хануман убил демона и поспешил к горе Гандхарва. Там, посреди густого леса, ему преградили путь несколько гандхарвов, вызывая на бой. Когда и они, поверженные, лежали на земле, Хануман, не теряя времени на поиски нужной травы, поднял на голову всю гору и понес ее к Лакшману.

Солнце клонилось к горизонту, а спектакль все продолжался. Деревенские жители не замечали, как летело время. Они толпой окружили Нитая, над которым склонился актер в одежде лекаря. Казалось, груз лет спал с их плеч и они сами стали вечными слугами Господа Рамачандры. Как только к носу Лакшмана поднесли целительную сандживани —возвращающую к жизни светящуюся траву — Господь Нйтьянанда сразу поднялся к величайшей радости всей деревни.

Хадай Пандит с любовью подхватил сына на плечи. Ликующие деревенские жители тянули вверх руки, чтобы коснуться любимого Нитая. Его маленькие друзья сияли радостью и счастьем.

В детстве Господь Нйтьянанда был необыкновенно красивым мальчиком. Его чарующий лик западал в душу, и никто не желал с Ним расставаться, хотя жители Экачакры и не узнавали в Нем Бога. Никто не понимал, что все Его затеи — это игра в игре и что это — лишь проявление высочайшей ре- альности бытия: лилы Верховного Господа.

Так проходило детство Нитая. Игры Верховной Личности Бога всегда оставались единственным удовольствием этого всеми любимого мальчика. С самого начала в Нем жило стремление возродить в памяти людей трансцендентные деяния Господа. Описать удивительные детские развлечения Шрилы Нитьянанды, Шри Ананта-Шеши, до конца невозможно, они сами проявятся в искреннем сердце по Его милости.