|
    История\
 
Первое упоминание о кришнаитах зафиксировано в 1986г, когда вышел фильм "Легко ли быть
молодым". Вара-Варнини видела по телевизору Харикешу Свами, а ее дочери Пурнатаре
досталась нелегальная распечатка листовки "Повторяйте и будьте счастливы". Осенью 1990 г.
по мурманскому радио прозвучал гимн "Говиндам ади пурушам...". На прилавках
букинистов под названием "Общество книголюбов" появились два тома "Бхагавад-гиты" в
мягкой обложке. Там были указаны адреса,по которым можно заказать книги, и многие
воспользовались этой возможностью, получив в посылках "Источник вечного наслаждения",
"Шримат-Бхагаватам"(1 песнь), карманное "Учение Шри Чайтаньи" и "Шри Ишопанишад"- вся
переведена на тот момент литература. Знакомые, возвращавшиеся с отпусков рассказывали о
веселых шествиях с барабанами и цимбалами, воспевающих Харе Кришна мантру. Были и
такие, что "ради прикола" присоединялись к процессии.
 
В апреле и июне 1991 года Параматма дас из Ленинграда распространил в Мурманске более 250 комплектов книг, положив начало открытой проповеди.
 
Ещё один десант из Ленинграда, возглавляемый Гаргачарьей, прибыл в Мурманск
10 октября 1991 г. Около Дома торговли распространялись книги и билеты на лекции в ДК Моряков.
Залы были полны, задавалось много вопросов, все наслаждались ароматом благовоний и нектарной
бхаджаной, причем некоторые мотивы , очень смахивали не русские народные , оказались особенно
приятны слуху и неожиданны.  
Кандарпа-манджари и Мадхави остались на месяц и мужественно преодолевая северную мерзлоту,
распространяли книги с лотка. Стали проводится первые программы нама-хатта у Автопарка
(там была прекрасная картина с изображением Радхи-Кришны самодеятельного местного художника,
кажется, хозяина квартиры), и у Тани Колесниченко, куда Пришни привезла Мурти Джаганнатх.
Весь декабрьский марафон Прабхупады-91 друзья Сознания Кришны, посещая программы, наслаждаясь
вкусом божественного прасада: бурфи из детского питания, халавы, слушая лекции, пробуя
распространять книги, потихоньку сами становились преданными.  
В феврале с лекциями приехал Сутапа , и в новой газете "Советский Мурман" появилась огромная
статья на два выпуска "Я - не тело, я - душа". Журналистка была в полном восторге и от
философии, и от преданных, но вскоре ее уволили с работы. Ягья-Баху остался здесь за старшего,
и в марте 1992 г. появился первый мурманский брахмачари - Андрей Косякин. На Свердлова
образовался ашрам, куда вскоре пришли Видарана, Сарвашрая ,Дхритаман. В школе №1 проводились
общественные программы по средам, была создана первая попытка гурукулы, а в соседнем помещении
мирно сосуществовали рамакришнаиты.  
Неоценимый вклад в дело развития нашей ятры внесла одна из первых инициированных матаджи,
Трапа деви даси. Вот что она воспоминает:  
1991 г. август - контакт с санкиртаной Питера. Распространяли со столика, дали в руки книгу,
показали иллюстрации, пригласили на встречу в ДК. Интереса никакого не возникло, книги не
купила, на встречу не пошла.
1991 г. декабрь - марафон Прабхупады. Пришни деви даси на работе почти час уговаривала купить
книги. Купила "Науку" и сама из любопытства напросилась на встречу в квартире Тани
Колесниченко, где познакомилась с матаджи, с прасадом. Присутствовало около 15 гостей, в том
числе из Североморска. Мой сын тоже был там. Лекцию вела Пришни. Очень заинтересовала
практика, понравился прасад, приветливые преданные. Купила комплект себе и распространила 4
комплекта среди подруг на работе.  
1992 г. январь - осталась группа прабху под руководством Авирхотры даса, в ней был и Юрий
Геребен. Они снимали квартиру в Первомайском р-не. Мы по вечерам иногда приходили к ним в
гости с сыном. Нас угощали прасадом, давали слушать музыку, а сами занимались своими делами.
В скоре им отказали в жилье, в квартиру гостиного типа (где проживало 3 семьи) и жили 3
недели. Распространяли книги, связь шла через нас, и вскоре Авирхотра стал проводить
программы в школе №1. Они угощали всех сладким рисом, гостей собиралось до 30 человек,
задавали много вопросов. Я после работы я выходила на 1 час на санкиртану за столиком в
знак поддержки таких замечательных людей и их замечательной миссии-распространения знания.  
Соседи стали роптать, я занялась поиском квартиры для них. Переселились на Свердлова и
оставили Юрия организовать Ятру. Теперь программы в школе вел он, людей приходило все больше,
а мы с сыном обеспечивали и оформляли программу. Притха деви даси предложила свою квартиру
под офис.  
25 ноября 1992 г. - Министерством юстиции в отделе облисполкома (Б.Юрин) была зарегистрирована
ятра как Религиозное Общество Сознания Кришны с Уставом филиала Ленинградского общества
Сознания Кришны, №19 , с адресом Буркова 29-10, орган управления - общее собрание.  
Декабрь 1992 – тысячи книг Шрилы Прабхупады распространены в Мурманске, Мончегорске и Апатитах группой санкиртаны из Ленинграда в составе: Сатьярадж дас, Парамананда Пури дас, Навадвипа Чандра дас, Ашвасена дас и Параматма дас.  
1993 г. январь - возникли трудности с квартирой. Пришлось президенту Ягья-баху дасу пожить
некоторое время с прабху в Коле у Косякина Андрея, первого мурманского брахмачари, пока я не
получила квартиру на Г. Рыбачьего 35/2, 36 в начале марта. Я оформила дарственную на ятру,
и там был организован ашрам-центр нам-хатта.Я уволилась с работы и углубилась в деятельность
ятры, продолжая заниматься санкиртаной. Сын оставил школу на 7 классе и стал жить в храме,
получив служение повара. Воскресные программы перенесли в школу №33, приходило около 100 гостей.
Процветала выездная санкиртана, особенно женская. Собирали пожертвования буквально по крохам,
на каждый день.  
1994 г. сменился президент, им стал Адитинандана дас (Александр Магденко). Была организованна
программа "Пища для жизни",кафе в Коле, большие презентации. Санкиртана несколько поутихла.
Было получено помещение на Фроова 16 и преданные пересилились туда.  
1995 г. - в связи с болезнью сына, Ишвару Пури даса, расторгла договор о дарственной и стала
жить там. Санкиртана еле тлела.  
1996 г. - смена президента, им стал Упендра дас. Санкиртана возраждается.  
Шрила Прабхавишну Свами. (Первый приезд)
12-13 августа 1992 г.  
 
Истинное рождение ятры произошло именно тогда, когда лотосные стопы Чистого преданного
Господа Шри Кришны впервые прикоснулись к этой земле и освытили ее своей пылью - самым
лучшим благословением во всех трем мирах. Непостижимы планы господа. И так же не
постижимы деяния Его преданных. Весть о приезде святой личности была как гром среди
ясного неба: Шрила Прабхавишну Сами курировал совсем другие зоны, в я тре небыло ни
одного инициированного преданного, никто толком не знал, как надо встречать гостей, да и
помещения не было. Но Кришна Сам заботится о Своих преданных. Бхакта предоставил
квартиру своих родителей, закупил много астр, приехали Антарьями дас (директор кафе
"Говинда") и Камаланги деви даси руководить подготовкой. Весь холодильник был забит
разнообразными приготовлениями (особенно удивили около 10 разновидностей шариков).
В ДК Кирова гуру ждала наспех сколоченная
вьясасана, все томились в радостном возбуждении. Лекция была определённо простой и ясной.
Как прирождённый массовик-затейник, Махараджа учил зал петь Харе Кришна и танцевать,
хлопая в ладоши.
 
На следующее утро Прабхавишну Свами дал лекцию по Бхагаватам для преданных и закончил её словами:  
"… распространяйте книги, распространяйте прасад, воспевайте Харе Кришна мантру - и ваш город превратится в место паломничества…"  
Бхакти-лата-биджа была посажана. Только время разделяет нас с тем, что должно быть.  
Ратха-ятра, С-Петербург, 1993. Прабхавишну Свами даёт первое посвящение Адитинандане дасу.  
        
Ровно месяц назад первый президент получил при посвящении духовное имя Ягья-баху даса, и теперь все с нетерпением ожидали вестей о втором преданном (ставшим в последствии вторым президентом), получающим посвящение. Наконец, звонок, говорит Сутапа даса: "Его имя - Адитинандана даса, любимый сын матери полубогов Адити."  
И через год, благодаря милости наших первых ласточек, у разных гуру получили посвящение ещё несколько преданных. Посаженное семя начало прорастать.  
Шриман Рохинисута Прабху
14-15 мая 1993,15-18 июля 1994,Радхаштами 1994,4 августа 1995  
Истинный крестный отец и нашей ятры и наших Божеств. Каждый свой приезд оставляет нектарные благословения, наставления и пророчества.  
парам виджаяте шри кришна санкиртанам
матир кришне асту  
Благословляю вас на то, чтобы ваши умы были всегда сосредоточены на лотосных стопах Господа Кришны. Воспевайте Харе Кришна и будьте счастливы. Распространяйте книги, читайте книги и живите ими.  
На просьбу записать любимые наставления своего Гуру-Махараджа сделал такую запись:  
"Шри Шри Даял-Нитай-Гаурасундара ки - джайа! Шрила Прабхупада ки - джайа! Преданное служение абсолютно, но проповедь и распространение книг наиболее важно.  
Из моих наставлений чтение 16 кругов Харе Кришна мантры - главное. Вы сможете удовлетворить меня, когда станете возлюбленными Кришны. Вы покажете вашу любовь ко мне тем, как сможете сотрудничать друг с другом.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Всегда помните Кришну и никогда не забывайте Его".  
Он дал нектарные имена всем нашим гурукулятам, нарёк наш полуостров Новой Коладвипой, увидел по всему городу сеть кафе и ресторанов и огромный храм Панчататтвы, посещаемый многочисленными паломниками.  
Установление мурти Шрилы Прабхупады и Шри Шри Даял-Нитай-Гаурасундары
4 августа 1995года
"В прошлую пятницу улица Фролова (Больничный городок) была оглашена звуками необычных песнопений, сопровождаемых постукиванием и позвякиванием незатейливых музыкальных инструментов. Это местные кришнаиты радовались появлению в своём храме новых статуэток, одна из которых - основатель Международного Общества сознания Кришны, Шрила Прабхупада. Статуэтки были приобретены уже давно, но до сей поры пылились в бездействии, потому что обряд установки должен был выполнить святой человек. И вот такой человек - странствующий проповедник из Швейцарии, Рохини Сута Прабху - приехал в Мурманск, чтобы осуществить торжественную процедуру. По словам кришнаитов, в нашем городе с появлением освящённых статуэток наступят существенные изменения. Причём к лучшему, поскольку на всех его жителей распространилась Божья благодать".
  (газетная статья)  
Зачем им пляски на проспекте?
"Рохини Сута Прабху - странное имя для швейцарца, правда? Хотя для избранного члена Международного Общества Сознания Кришны такое имя неудивительно. Оно духовное, полученное вместе с полномочиями судить и вдохновлять кришнаитов, рассеянных по миру.  
О настоящей фамилии Его Святейшества я не спрашивала - вряд ли это важно. Да и швейцарцем в полном смысле этого слова он уже быть перестал - по обету не имеет права оставаться дольше двух дней на одном месте. И поэтому странствует, странствует…  
Мурманская гуманитарная миссия "Харе Кришна - пища жизни" принимает Рохини Сута Прабху не впервые. И как водится у смиренных представителей этой религии, за беседой с гуру следуют шумные песни и пляски в честь Господа Кришны и его служителей.  
Нам, людям светским, не посвящённым в индийские тонкости, всё празднество показалось спектаклем. Хотя бритые головы и розовые одежды на улицах уже никого не удивляют, мы всё ещё продолжаем шарахаться от кришнаитских продавцов книг. (Впрочем, настолько же настойчивы и представители всяческих христианских сект. Похоже, единственные служители, не пристающие к прохожим на улицах - это родные православные священники. Но в штаб-квартире Общества (здесь её почтительно называют "храм") никто не изводил нас словесной пропагандой.  
Смотрите - сами будете судить.
Не обошлось и без экзотической церемонии омовения священной статуэтки молоком и маслом и раздачи прасада - освящённой пищи.  
Правда, гирлянда из лепестков роз - неизменный атрибут индийский праздников - досталась только самому гуру из Швейцарии. Это и понятно: в Мурманске так просто розы не растут.  
На мой прагматичный вопрос, чем кроме увеселения духа занимается миссия, ответил один из служителей. Главное занятие мурманских кришнаитов - сбор средств, приготовление и освящение еды и раздача этой еды бедным. В Коле у миссии есть вегетарианский ресторан, где кормят старых и голодных. А зачем хождения по улицам с плясками и песнями? Но ведь они хотят разбудить Господа в сердце каждого человека!"  
Предполагал ли индийский царевич Кришна, что его религия найдёт своих последователей и здесь - на краю земли?  
У кришнаитского храма около ста пятидесяти прихожан. А среди тридцати человек, которые согласились на строгую дисциплину и приняли монашество в храме, - в основном люди молодые. Для меня до сих пор остаётся загадкой, что их привлекает больше - жажда познания Бога, изысканная восточная философия или яркая атрибутика, игра в костюмы?  
На это каждый из них, конечно, отвечает, что нашёл в сердце божественное существо".  
(газетная статья)  
Шриман Гаргачарья Прабху  
        
Бесспорно, с самого её основания, Шриман Гаргачарья Прабху буквально нянчил нашу маленькую ятру, не жалея ни сил, ни времени. Своим личным примером, изыскивая всё новые возможности для проповеди, разъясняя философию, он явил идеал брахмана-вайшнава.
 
В изоляторе и кушали и слушали  
Книги "зеки" разбирали охотно, а вот с вопросами не торопились: мол, сначала почитаем, а там посмотрим. Но окрылённый успехом в питерских "Крестах" Гаргачарья Дас неутомимо вещал об учении Сознания Кришны.  
В первом следственном изоляторе Мурманска кришнаиты оказались неслучайно. С начала декабря российское общество Сознания Кришны решило проводить акцию "Дайте этим людям шанс". Её программа заключается в распространении духовной литературы и свящённой пищи в местах лишения свободы, чтобы таким образом перевоспитать правонарушителей и преступников. Преданные, так ещё называют себя кришнаиты, побывали в подобных учреждениях Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга и вот, наконец добрались до северных окраин.  
Гаргачарья Дас, куратор всех кришнаитских общин Северо-Западного региона Российской Федерации, так сформулировал цели преданных:  
Мы говорим, посмотрите, кто выйдет из этих стен. Законченные преступники или люди, прикоснувшиеся к божественной благодати? Мы не собираемся их обращать в свою веру, но пусть они о ней узнают. Может быть, это изменит их сознание.  
Ещё он рассказал, что расхожее мнение об асоциальности кришнаитов неверно. Оно распространяется неофитами. На самом деле нужно пройти путь отрешения от мирских дел, чтобы потом вернуться к ним уже очищенным.  
В мурманский СИЗО-1 гости приехали с запасами кришнаитской литературы и прасадом (освящённой пищей). Она немного отличается от блюд обычной вегетарианской кухни, но освящена и готовится с любовью. Книг хватило на все кубрики хозобслуги, которая была допущена на встречу, а один полный комплект достался библиотеке. А вот с прасадом вышла незадача. После первой пробы некоторые заключённые наотрез отказались вкушать её, но брать брали.  
На раздаче вегетарианских деликатесов часовая встреча представителей одного из индуистских течений и местными правонарушителями закончилась. Кришнаиты, уходя, пообещали не забывать этих людей. Например, в тех же "Крестах" на 30 декабря у них запланирована большая религиозно-развлекательная программа. Может быть, нечто подобное со временем они устроят и в Мурманске".  
(газетная статья)  
Шрила Ниранджана Свами  
        
"В конечном счёте, если вы хотите удовлетворить меня наилучшим образом, вы будете проповедовать и распространять мои книги…"
Шрила Прабхупада
Ваш благожелатель, Ниранджана Свами.  
   
Автор подборки - Мани Манджари д.д.  
Послесловие  
Как мы можем видеть на примере истории становления Мурманской ятры, понять трансцендентные вещи в материальном мире всегда очень и очень непросто. Всегда были люди, которые не хотели принимать вещи такими, как они есть в действительности, как они преподносятся нам Священными писаниями. Всегда было много трудностей, но, наряду с этим, всегда были искренние души, стремящиеся к самоосознанию, всегда были духовные учителя, рассеивающие мрак невежества лучом трансцендентного знания, всегда наивысшей целью человеческой жизни оставалось любовное преданное служение Верховному Господу.
 
Харе Кришна! Пусть Ваша жизнь будет успешной!
|
|