Харе Кришна на Мурмане Харе Кришна на Мурмане

Мурманский познавательный портал

о традиции учения Шри Кришны


наши разделы:
Главная
Поиск
Новости
История
Труды
Учителя
FFM
FFL
Наш Театр
Календарь
Ссылки
Галерея
Адрес

Наша гостевая книга:
    Календарь\Гопал Бхатта Госвами

ГОПАЛ БХАТТА ГОСВАМИ

Прежде чем приступить к составлению «Чайтанья-чаритамриты», Шрила Кришнадас Кавирадж попросил благословения у всех старших жителей Вриндавана. Разумеется, среди этих преданных был Шри Гопал Бхатта Госвами (1503-1578). Однако, в обмен на свои благословения. Гопал Бхатта попросил Шрилу Кришнадаса Кавираджа не упоминать его имени в «Чайтанья-чаритамрите. Как следствие такой скромности Гопала Бхатты, его имя в этом великом произведении встречается всего лишь один или два раза, и известно о нем не так уж много. Некоторую биографическую информацию можно найти в «Бхакти- ратнакаре», а также собрать из жизнеописания Шри Чайтаньи.

Согласно «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадаса Кавираджа, Шри Чайтанья начал Свое пешее путешествие по Южной Индии летом 1510 года. Много дней спустя Он пришел в Шри Рангам, небольшой городок, расположенный на берегу реки Каверн в округе Танджор (примерно в десяти милях западнее Кумбхаконама). Этот город известен как один из наиболее важных центров поклонения Кришне во всей Индии; говоря точнее, он является центром поклонения Лакшми и Нараяне, экспансии Божественной Четы — Радхи и Кришны. Центральный храм в Шри Рангаме является крупнейшим храмом Вишну (Нараяны) в Индии, и паломники преодолевают сотни миль, чтобы увидеть Ранганатха Свами Божество Нараяны в главном святилище.

Именно там Шри Чайтанья встретил Венката Бхатту и его братьев, Прабодхананду Сарасвати и Тирумалла Бхатту. Ученые брахманы пригласили Шри Чайтанью, странствующего саньяси-отшельника, погостить в их доме. Там Шри Чайтанья также встретил семилетнего мальчика по имени Гопал Бхатта, который впоследствии станет известен под именем Гопала Бхатты Госвами.

Трое братьев и маленький Гопал Бхатта жили неподалеку от храма Ранганатха и, будучи брахманами, преданно служили Божеству. Они естественным образом принадлежали к Шри (Рамануджа) сампрадайе, одной из четырех существующих аутентичных цепей ученической преемственности. Таким образом, они поклонялись качествам Господа, именуемым «айшварья» — Его величию и пышности.

Фактически, их искренняя преданность вызывающему благоговение великолепному образу Лакшми-Нараяны, проявлению Всевышнего, была настолько чиста, что Шри Чайтанья был очень доволен ими (прабхура тушта хайла мана), хотя Сам Он учил поклонению Радхе и Кришне. И все же, довольный их преданностью, Шри Чайтанья не преминул установить изначальную точку зрения ведических писаний об изначальном и верховном положении Шри Кришны. Однажды Он, шутя, сказал Венката Бхатте: «Богиня Удачи, Лакшми, которой ты поклоняешься, всегда пребывает на груди Нараяны и, несомненно, является самой целомудренной женщиной во всем творении. Я же поклоняюсь Господу Шри Кришне, пастушку, пасущему коров».

«Почему же», — продолжал Шри Чайтанья, — «Лакшми, такая целомудренная супруга, стремиться к общению с Моим Господом? Лишь ради того, чтобы общаться с Кришной, Лакшми отказалась от всего трансцендентного счастья Вайкунтхи (духовного мира и в течение долгого времени следовала обетам, регулирующим принципам и, по сути дела, совершала непостижимые аскезы»?

Венката Бхатта возразил, что Кришна и Нараяна — суть одно, и потому вполне естественно, что Лакшми влечет к Кришне. В конце концов, Кришна — это тот же Нараяна, но по-другому одетый. Что дурного в том, что она желает приблизиться к собст- венному супругу в одном из Его проявлений? Все равно Он остается той же самой личностью. Таким образом ее поступок не может считаться нецеломудренным. Тем не менее, Венката признал более возвышенное положение Кришны. «Хотя с одной стороны между Кришной и Нараяной нет разницы», говорил Венката, «Кришне присущи особые привлекательные качества, благодаря характерной для Него супружеской расе (взаимоотношениям) и, следовательно, Он превосходит Нараяну».

Шри Чайтанья ответил: «Мне известно, что Лакшми, Богиня удачи, безупречна, и все же. Она не смогла принять участие в танце раса. Эту возможность имеют лишь самые близкие преданные Кришны. Так гласят богооткровенные писания».

Венката Бхатта на этот раз с легким раздражением ответил: «Я не понимаю, почему Лакшми не было позволено участвовать в танце раса. Я — обыкновенный человек. Поскольку мой разум весьма ограничен и я легко прихожу в возбуждение, ум мой не может проникнуть в глубокий океан игр Господа».

После этого, Венката Бхатта признал божественность Шри Чайтаньи и попросил Его открыть, почему же Лакшми не может участвовать в танце раса. В конце концов, он (Венката Бхатта) был обыкновенным живым существом, и мог быть введен в заблуждение ложными толкованиями, но ему было известно, что Шри Чайтанья — Верховная Личность Бога и, следовательно, обладает знанием всех этих эзотерических предметов.

Шри Чайтанья ответил: «Господу Кришне присущи особые качества. Своими сладостными взаимоотношениями супружеской любви Он привлекает сердца каждого. Эти сладостные взаимоотношения достигают своего пика во Врадже, высшем проявлении царства Бога, и могут проявиться там в любой из первичных рас (взаимоотношений): служения, дружбы, родительской опеки и, наконец, супружеской любви. В этот момент то, что Кришна является Богом, становится совершенно несущественным, и между Ним и живым существом устанавливаются несказанно сладостные отношения.

«Лишь те, кто следует по стопам таких жителей Враджа», продолжал Шри Чайтанья, «достигают Господа в Его высшем и изначальном проявлении. Там Он известен под именем Враджендра-нанданы, сына Махараджа Нанды. И там Его может победить лишь спонтанная любовь Его самых близких слуг. Из них самыми возвышенными являются гопи (подруги Кришны), чья величайшая любовь к Кришне совершенно беспричинна и бескорыстна. Для того, чтобы войти в танец раса, необходимо следовать по их стопам.

«Богиня Удачи», — заключил Шри Чайтанья, — «хотела наслаждаться обществом Кришны и в то же время сохранить Свое духовное тело Лакшми. Несомненно, с духовной точки зрения этот образ прекрасен и обладает всеми достояниями и божественным величием. И все же, в Своем поклонении Кришне Она не захотела следовать примеру гопи. В результате, даже Ее великолепие и могущество не помогли Ей принять участие в самой сокровенной из игр Кришны».

Так Шри Чайтанье удалось показать Венката Бхатте превосходство любви над властью, сладости над роскошью, Кришны над Нараяной. Этими аргументами Он взял верх не только над Венката Бхат-той и его братьями, но также покорил сердце юного Гопала Бхатты Госвами, всегда слушавшего эти беседы. Чтобы хотя бы немного представить себе реакцию Гопала Бхатты на диалог между Шри Чайтаньей и его отцом, было бы не лишним попытаться немного глубже понять, согласно выводам писаний, почему же мадхурья, или «любовное» качество Господа, берет верх над его качеством «пышности», айшварья.

Веды говорят, что жителей Враджа не интересует айшваръя-рупа Кришны, Его образ, полный ослепительного великолепия. Этому Его образу поклоняются жители Шри Рангама, служащие Господу в образе Вишну (Нараяны). Достигнув совершенства, такие люди после смерти отправляются на одну из бесчисленных планет Вайкунтхи, где поклоняются Господу своего сердца с почтением и благоговением, ибо склонны к такому виду поклонения.

Однако слова «почтение» и «благоговение» не знакомы обитателям Враджа. Они являются возлюбленными Господа, наслаждающимися особыми отношениями, в которых не соблюдается почтительная дистанция и строгие формальности. Их цель — небесный Врадж, где Бог в Своем облике мадхуръя-рупа, облике Кришны — Божественного любовника, наслаждается с ними играми в разнообразии сокровенных отношений. Это чувство близости настолько сильно, что они забывают о Его божественности и наслаждаются еще более глубокими отношениями с Ним. Таким образом, качество айшварья считается второстепенным, поскольку оно подчеркивает величие и недоступность Бога. Тут Его сладостные качества и личностные черты теряют всякий смысл. И напротив, в мадхурья-рупе Господа любовный обмен взаимоотношениями вы- ступает на передний план. Тут уже Его божественность не принимает в расчет.

В ведах об этом говорится нередко. Например, в Десятой Песни «Шримад- Бхагаватам» описывается, как однажды Яшода, приемная мать младенца Кришны, заподозрила Его в том, что Он ел глину. Заглянув к Нему в рот, чтобы проверить это, она увидела там всю вселенную. Ужас охватил ее сердце. Она лишилась всякого самообладания, и ее естественные материнские чувства сменились чувством страха, а затем почтения и благоговения, потому что она поняла божественность своего необыкновенного ребенка. Однако Кришна почти тут же позволил ей забыть увиденное и снова почувствовать Его своим сыном. Как говорится в «Бхагаватам», получив таким образом милость Кришны, сердце матери Яшоды вновь наполнилось сильной привязанностью.

Еще один пример мы встретим в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты», где Арджуна говорит Кришне: «Я желаю увидеть Твое величественное проявление (айшварья-рупу). Шри Кришна исполняет желание Арджуны, показав ему Вселенскую форму. Однако, увидев это проявление Кришны, Арджуна затрепетал от страха. Он был охвачен ужасом, и все его дружеские чувства к Кришне исчезли. Он попросил Кришну вновь принять образ, подобный человеку. Кришна согласился, и Арджуна, в котором опять проснулось чувство близкой дружбы с Кришной, смог восстановить свои взаимоотношения с Ним.

Рассматривая эти два случая, описанные в «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите», Дейвид Л. Хаберман, писатель, профессор религии в Колледже Вилльяма, отмечает:

«Сокрытие Богом Своей внушающей благоговение формы человеческой внешностью дает возможность проявиться эмоциональным отношениям с Ним. Такова отличительная черта взаимоотношений Кришны и жителей Враджа, являющих собой высший пример для подражания. Кришна является перед ними в Своем сладостном, очаровательном и в высшей степени доступном человеческом облике, именуемом мадхуръя-рупа, образе, наиболее способствующем выражению привязанности и любви. Это качество Кришны позволяет развиться близости, лишенной какого бы то ни было чувства робости и нерешительности ».

Далее, Хаберман соглашается со Шри Чайтаньей и Венката Бхаттой в том, что качество «мадхурья» намного превосходит качество «айшварья». Его заключительные слова в этой связи таковы:

«Проявление величественной формы (айшварья-рупа) свело на нет возможность близких эмоциональных взаимоотношений, в то время как их наличие в любвеобильном человеческом облике (мадхурья-рупа) позволили чувству привязанности появиться вновь. Различие между проявлением этих двух форм Гаудия вайшнавы возвели в ранг доктрины, осуществляя анализ различных примеров, содержащихся в «Бхагавата-пуране», имея в виду разницу между этими формами. Те, кому был известен лишь любвеобильный человеческий облик Кришны, склонны рассматривать Его как принадлежащего исключительно им (мамата), тем самым устанавливая более тесные отношения.»

Тезис Хабермана, который по сути излагает принципы рагануга-бхакти-садханы, пути следования примеру жителей Враджа, впервые был разъяснен Рупой Госвами, о чем будет более подробно сказано в следующей главе. Здесь необходимо подчеркнуть, что этот вид сад ханы («практики») является очень возвышенным. В качестве более общего вида сад ханы Рупа Госвами рекомендовал вайдхи-бхакти-садхану, следуя которой, человек выполняет правила и предписания, содержащиеся в писаниях, под руководством истинного духовного учителя. Затем, получив благословения гуру, человек может начать активно следовать по стопам преданных Враджа и развить в себе спонтанную (рагануга) любовь к Богу. Этот последовательный процесс был рекомендован и подробно описан шестью Госвами. Если же кто-либо преждевременно встанет на путь рагануга-бхакти- садханы, ему грозит неминуемое падение.

Так Шри Чайтанья объяснил Венката Бхатте, почему Лакшми не может участвовать в танце раса. Хотя Она и считается чрезвычайно продвинутой в духовной жизни. Она не смогла следовать по стопам гопи, находящихся на самом возвышенном духовном уровне. Это также может служить предупреждением тем, кто преждевременно пытается подражать гопи, например, пракрита-сахаджиям («дешевым подражателем»). Если даже Сама Лакшми не смогла войти в эти игры, то обыкновенному человеку и подавно следует со всей серьезностью обратиться к практике вайдхи-бхакти-садханы. Разумеется, это безопасней, чем сразу же бросаться к рагануга бхакти. В теологии Госвами это подчеркивается особо: необходимо подниматься постепенно — через процесс вайдхи- бхакти-садханы — к следованию по стопам преданных Враджа. Возможен и такой случай, что у человека естественным образом сразу же проявляется лоульям (духовная «жадность») — стремление следовать спонтанному пути рагануга, тем более что, в конечном счете, именно этот путь не зависит от предварительно имеющихся качеств. Но такие случаи встречаются крайне редко и в наш век этому пути несомненно будут пытаться подражать, как ничему другому. Как бы там ни было, как явствует из этой лилы (игры), поведанной Шри Чайтаньей, Лакшми не была готова следовать святому примеру гопи Враджа.

Так опираясь на логику и писания, Шри Чайтанья убедил Венкату в том, что концепция Кришны превосходит концепцию Нараяны. В результате он сам, его братья, а также юный Гопал Бхатта решили стать Гаудия вайшнавами (последователями Шри Чайтаньи).

Проведя четыре месяца сезона дождей (чатурма-сью) в доме Венката Бхатты и обсуждая эти темы, а также давая Гопалу Бхатте возможность все это время служить Себе, Шри Чайтанья решил продолжить Свое путешествие по Южной Индии. Услышав о том, что Шри Чайтанья покидает их, Венката Бхатта лишился чувств, а маленький Гопал Бхатта зарыдал, проливая слезы любви. Только ради того, чтобы утешить Гопала Бхатту, Шри Чайтанья согласился остаться у них еще на несколько дней.

В один из этих дней Гопалу Бхатте приснился сон, который, впрочем, больше напоминал духовное видение. Движимому сильным желанием увидеть Шри Чайтанью, каким Он был еще до того, как стал практиковать суровые аскезы отшельника, желая увидеть Его таким, каким Он был до принятия санньясы, Гопалу Бхатте посчастливилось увидеть все игры Шри Чайтаньи в Навадвипе и, по Его милости, даже принять в них участие. В этом сне Чайтанья Махапрабху также открыл ему, что Он, по сути, не кто иной, как Шьямасундар, которого также называют Враджендра-Нандана (двурукий Кришна, держащий флейту). Он открыл эту истину Гопалу Бхатте, появившись перед ним в Своем двурукой форме Кришны, а затем снова приняв облик Шри Чайтаньи.

Гопал Бхатта, все еще пребывая в полусне, получил от Шри Чайтаньи следующее указание: «Ты должен встретить Руну и Санатану, подобных бриллиантам. Я наделил их Своим разумом (мано-врит-ти) с тем, чтобы они могли изложить Мои наставления. Но именно твои ученики донесут это учение до жителей каждого города и деревни».

Проснувшись, Гопал Бхатта направился прямо к Шри Чайтанье, чтобы служить Ему. Шри Чайтанья дал ему такое наставление: «Пока оставайся здесь и служи своему отцу и матери. После того, как они покинут этот мир, ты можешь отправиться во Вринда-ван и присоединиться к Руле и Санатане. Всегда слушай и воспевай славу Кришны». Произнеся эти слова, Шри Чайтанья покинул Шри Рангам. Юный Гопал Бхатта никогда не забыл этих личных наставлений и духовного сна, в котором Шри Чайтанья позволил ему войти в Навадвипа-лилу и открыл Свою божественную природу.

С годами Гопал Бхатта принял духовным учителем своего дядю, Прабодхананду Сарасвати. У него Гопал Бхатта учился поэзии, риторике, санскритской грамматике и Веданте. Воспоминания о Шри Чайтанье оставались главной движущей силой его жизни, и это позволяло ему наносить поражение за поражением философиям, противостоящим теистическим положениям Гаудия вайшнавов. Как гласит «Бхакти-ратнакара», благодаря обширным познаниям, полученным от Прабодхананды Сарасвати, а также вдохновляющему примеру и наставлениям Шри Чайтаньи, Гопал Бхатта вскоре широко прославился своим глубоким знанием и преданностью. Когда его слава достигла беспрецедентных размеров, он решил, что теперь готов к тому, чтобы выполнить наказ Шри Чайтаньи — он был готов идти во Вриндаван. Когда Гопал Бхатта, наконец, ступил на эту священную землю. Руна и Санатана встретили его с великой любовью.

Тем временем, Шря Чайтанье в Джаганнатха Пури стало интересно, добрался ли до Вриндавана известный теперь повсюду Гопал Бхатта. Слухи и молва распространялись быстро, но Махапрабху были нужны подтверждения. Из Пури Он послал письмо Руле и Санатане во Вржндаван, спрашивая, прибыл ли туда Гопал Бхатта.

Посланник вернулся в Пури с ответом Рупы и Са-натаны. <Да, Он здесь! Все жители Вриндавана — Локанатха, Бхугарба, Кашишвар Пандит, Парамананда и Кришнадас получают огромное наслаждение от рассказов Гопала Бхатты о том, как Ты жил в Шри Рангаме и путешествовал по Южной Индии. Мы приняли Гопала Бхатту как своего брата, потому что по прибытию во Вриндаван он сразу принял образ жизни отреченного отшельника».

В этом же письме Руна рассказывал о своем сне, в котором его Божество Говиндадева просило о том, чтобы Гопал Бхатта Госвами стал Его пуджари (священнослужителем). Хроника тех дней подтверждает, что Гопал Бхатта действительно некоторое время служил Божеству Говиндадева, а затем стал поклоняться собственному Божеству, названному им Шри Радха-Раман. Впоследствии, он воздвиг величественный храм в честь этого Божества. Этот храм, Радха-Раман-мандир, сейчас считается одним из главнейших храмов Гаудия вайшнавов за пределами Бенгалии. Однако, в то время, когда письмо Рупы и Санатаны пришло в Пури, Божества Радха-Раман (и храма) еще не было. Чтобы не нарушать хронологическую целостность повествования, история этого Божества и храма будет рассказана позже.

Получив письмо от Рупы и Санатаны, Шри Чай-танья с удовольствием поделился его содержанием с преданными, жившими в Пури — Нитьянандой Прабху, Адвайтой Ачарьей, Харидасом Тхакуром и Гададхаром Пандитом. Он принялся прославлять достоинства Гопала Бхатта Госвами и рассказывать о том, как в течение четырех месяцев гостил у семьи Гопала Бхатта в Шри Рангаме.

Переполненный радостью, Шри Чайтанья тут же отправил гонца с ответным письмом для Рупы и Санатаны Госвами. К письму прилагался сверток для Гопала Бхатты, содержащий набедренную повязку Шри Чайтаньи и некоторые предметы, которыми Он лично пользовался. По традиции, преданные поклоняются таким предметам. Среди них также была небольшая скамейка из черного дерева, двадцать пять сантиметров в высоту и двадцать сантиметров в длину, которой пользовался Сам Шри Чайтанья — ей и по сей день поклоняются в храме Шри Радха-Раман.

Когда это письмо и сверток прибыли во Вринда-ван, все садху, в особенности Рупа и Санатана, преисполнились экстазом. Гопал Бхатта был глубоко благодарен Шри Чайтанье за то, что тот прислал ему Свою одежду, и дорожил этими священными предметами до конца своих дней. Рупа Госвами, прочитав письмо, обнаружил в нем личные наставления для Гопала Бхатты — «Не заботься о собственной безопасности и не принимай постоянного места жительства. Пожалуйста, большую часть времени уделяй Руле и Санатане, помогая им в составлении трансцендентной литературы, а также внимательно изучай ее».

Эти наставления он принял всем сердцем и некоторое время спустя составил классический труд о принципах Гаудия вайшнавизма — «Сат-крия-сара-дипику». Затем он отредактировал «Хари-бхакти-виласу», написанную Санатаной Госвами. Помимо этого, он написал научное предисловие к «Сат-сан-дарбхе» Дживы Госвами и комментарий к «Кришна-карнамрите» Билвамангала Тхакура.

Поскольку наиболее важным вкладом Гопала Бхатты в литературу Гаудия вайшнавизма было то, что он определил правила и методику постепенного духовного прогресса, ниже приводится краткое описание этих работ. «Сат-крия-сара-дипика», что дословно переводится как «Светильник, освещающий суть духовных обрядов», преимущественно касается семейной жизни. В ней подробно описываются десять самскар (священных обрядов), начиная с бракосочетания, зачатия, обряда обрезания волос, и за- канчивая началом обучения и изучения писаний. Этой работой Гопал Бхатта Госвами хотел помочь обычным людям, давая им ценное руководство в вопросах семьи, брака и постепенного развития духовной жизни — как их собственной, так и их потомства.

Затем он составил труд под названием «Самскара Дипика», разъясняющий правила поведения санньясщ или отшельника. Там подробно объясняются имена санньяси- вайшнавов и содержится описание обрядов, упомянутых в писаниях, совершив которые, можно официально принять образ жизни странствующего отшельника. Как в «Сат-крия- сара-дипике», так и в «Самскара Дипике» процесс огненных жертвоприношений и посвящения описывается так, как он дан ведической традицией.

Его главной работой, конечно же, считается «Хари-бхакти-виласа», которую обычно приписывают перу Санатаны Госвами, по крайней мере, в ее первоначальном варианте. Говорится, что Гопал Бхатта впоследствии написал сокращенный вариант этой работы и дополнил им «Диг-даршини-тику», комментарий, написанный Санатаной Госвами. Как говорят некоторые, сама идея составить «Хари-бхакти-виласу» исходила от Гопала Бхатты, но так или иначе, эта работа была начата Санатаной Госвами. Из-за этой неясности авторство работы определить непросто. Так или иначе, этот колоссальный труд связан с именами обоих.

Исторические свидетельства также не вносят ясность в этот вопрос. «Хари-бхакти- виласа^ устами Гопала Бхатты утверждает, что этот труд был написан для того, чтобы доставить радость Рагхунатхе дасу, Руле и Санатане. Однако, в произведениях Дживы Госвами и Кришнадаса Кавираджа авторство недвусмысленно приписывается Санатане. Нарахари Чак-раварти в своей книге «Бхакти-ратнакара» пишет, что на самом деле «Хари- бхакти-виласа» была написана Санатаной, который, впоследствии, передал авторство своему юному современнику. Все же, нельзя не обратить внимания на имени Гопала Бхатты Госвами, которое содержится в тексте произведения.

В результате, современные исследователи вайшнавизма заключили, что эта работа — плод совместных усилий. Шриман Манохардас в своем труде «Айурага-валли» также утверждает, что первоначальный вариант произведения был написан Санатаной, и что Гопал Бхатта, по всей видимости, писал иллюстрирующие отрывки (содержащие цитаты из писаний). Некоторые историки предполагают, что причина этой неразберихи в том, что Санатана хотел, чтобы его смрити (труд) получил одобрение со стороны брахманов-орто- доксов и, поскольку некоторые из них относились к нему недоброжелательно из-за его связи с мусульманами (да и сам Санатана по этой причине даже не входил в храм Джаганнатхи!), Санатана согласился на то, чтобы его книга была «написана» Гопалом Бхаттой, который происходил из знатной вайшнавской семьи из Южной Индии. Так это или нет, традиционная точка зрения говорит о совместном авторстве. По словам Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, «Хари-бхакти-виласа» Саната-ны Госвами была составлена Шрилой Гопалом Бхаттой Госвами и известна как Вайшнава Смрити».

«Хари-бхакти-виласа» известна как Вайшнава Смрити и потому играет^важную роль в обучении и практике Гаудия-вайшнавизма. Эта книга, состоит из двадцати глав, каждая из которых называется «виласа». Она) описывает всевозможные опасности и ловушки на пути бхакти. Научный поэтапный анализ позволяет читателю вместе с Гопалом Бхаттой подняться от основных правил и ограничений до высочайшего уровня вайшнавского этикета. Следует однако заметить, что «Хари-бхакти-виласа» написана в основном для Индии, а изменения в ней, согласно времени, месту и обстоятельствам, могут быть сделаны лишь уполномоченным ачарьей в ученической последовательности. Таково за- ключение Гопала Бхатты Госвами.

Жизнь Гопал Бхатты могла служить иллюстрацией к священным писаниям, поэтому он прославился по всей Индии как младший брат Рупы и Са-натаны. Во Вриндаване его репутация учителя процесса бхакти укрепилась еще больше после его путешествия к реке Гандаки в Непале. Там он нашел двенадцать шил (священных камней, которые считаются воплощением Кришны) и принес их с собой во Вриндаван. Путешествие в Непал и обратно во Вриндаван было необычайно трудным, потому что в те дни всю дорогу приходилось идти пешком, но Гопал Бхатта был непоколебим. Однако прибыв во Вриндаван, он почувствовал себя недостойным поклоняться этим священным камням. Итак, он опять отправился в Непал, к реке Гандаки.

Гопала Бхатта аккуратно опустил шилы в воды священной реки, но они вдруг сами собой прыгнули обратно ему в руки. Попробовав положить камни обратно в реку еще несколько раз, он обнаружил, что это ему не удается — каждый раз происходило то же самое, камни возвращались к нему обратно. Он принял это как знак Кришны, указывающий на то, что ему следует вернуть их во Вриндаван и начать поклонение. Так он и поступил, и вскоре стал известен по всему Вриндавану как Госвами, поклоняющийся двенадцати уникальным шилам. Он постоянно носил их на шее в матерчатой суме.

В 1542, через восемь лет после ухода Шри Чайта-ньи, Гопал Бхатта почувствовал необходимость поклоняться Божеству, которое бы очень напоминало Божество Говиндаджи Рупы Госвами. Эта необходимость проявилась особенно остро, когда один богатый купец подарил ему драгоценности, украшения и превосходную ткань для поклонения Божеству. Поскольку шилы не имеют человеческого облика. Гопал Бхатта счел, что эти украшения не могут быть должным образом использованы для поклонения Им. Поэтому, он положил все эти вещи перед своими шилами и стал пылко молиться, так как не знал, что делать дальше. В этот вечер, однако, так ничего и не произошло.

На следующее утро он обнаружил, что один из шил, Дамодара-шнла, превратился в Божество Кришны несравненной красоты, именно такое, какое он хотел иметь. Переполненный радостью, он со всем смирением упал наземь и стал возносить молитвы и изысканные славословия. Услышав об этом чудесном событии, Рупа, Санатана и многие другие старшие вайшнавы прибежали туда, где Гопал Бхатта возносил свои молитвы любви. w В присутствии всех их Гопал Бхатта дал Божеству имя Шри Радха-Раманадев. Как гласит местное предание. Божество получило это имя (которое означает «Кришна, доставляющий удовольствие Радхарани») потому что место, где появилось Божество, находится неподалеку от того, где проходил танец раса, во время которого Кришна еще больше увеличил привязанность и любовь Радхарани к Себе, скрывшись от Ее глаз.

Этому Божеству Радха-Рамана и по сей день поклоняются в том же самом месте, хотя современный храм Радха-Рамана во Вриндаване представляет собой грандиозную пристройку, которая была воздвигнута позднее, снаружи северной стены Нидхивана. Первоначальное помещение храма перестраивалось множество раз, в последний раз в 1826 году Шахом Кундан Лалом и его братом Шахом Пхунданом. Хотя Божество Шри Радха- Раманадева сравнительно небольшое (около 25 сантиметров в высоту), паломники и по сей день приходят со всей Индии, чтобы увидеть Его поразительную красоту. Небольшие размеры Божества на самом деле особенно подчеркивают Его красоту. Более того, из всех изначальных Божеств, принадлежащих Госвами, только Радха-Раманадев до сих пор находится во Вриндаване. Это также можно приписать размерам Божества: охранники храма решили, что солдаты-мусульмане, рыскавшие в поисках «индусских идолов» и крушащие их, не заметят Радха-Раманадева из-за Его небольших размеров. Доброжелатели Божества оказались правы, и мусульмане так и не уничтожили изначальное Божество. Примечательно, что в храме нет Божества Радхарани, но слева от Радха-Рамана лежит небольшая серебряная корона, указывающая на Ее присутствие.

Однажды, через несколько лет после того, как Радха-Раманадев впервые явился Гопалу Бхатте, Бхатта поклонялся своему Божеству и вдруг почувствовал сильную тоску по Шри Чайтанье, погрузившись в состояние сильной любви в разлуке. Вспомнив, что он однажды пообещал своему отцу, что будет поклоняться Шри Чайтанье, Гопал Бхатта почувствовал себя не вправе поклоняться своему Божеству Радха-Раману. Хотя, в конечном счете. Божество было неотлично от Шри Чайтаньи, Оно, все же, было проявлением Кришны, играющего на флейте.

Как только Гопал Бхатта отдался этим переживаниям, Божество проявило Себя как Шри Чайтанья Махапрабху. Слезы любви полились из глаз Гопала Бхатты подобно водам Ганги, когда он еще раз понял, что Шри Чайтанья — это Сам Кришна, который теперь явился перед ним как Радха-Раманадев. Осознанием этого факта он наслаждался вновь и вновь, и делился им с другими.

Гопала Бхатту Госвами принимают одним из величайших авторитетов вайшнавизма Чайтаньи. Он дал посвящение в эту традицию таким личностям, как Шринивас Ачарья и Гопинатха Пуджари, миссией всей жизни которого было служение Божеству Радха-Рамана в качестве главного священника. Желая, чтобы последующие поколения членов его семейства заботились о Божестве Радха-Рамана, он столкнулся с серьезной проблемой, ведь он дал обет всю жизнь хранить целибат! Гопал Бхатта Госвами решил эту проблему, попросив младшего брата Гопинатха, Шри Дамодара даса, жениться и обзавестись потомством. Цепь служителей Радха-Рамана, состоящая из потомков этой семьи, остается непрерывной и по сей день.

Вскоре выяснилось, что Гопал Бхатта Госвами был воплощением Ананга Манджари, божественной младшей сестры Радхарани, хотя иногда говорится, что был воплощением Гуны Манджари. Его эрудиция и знание писаний снискали ему славу одного из самых выдающихся знатоков религии во всей Индии, тогда как его преданность и любовь к Шри Чайтанье и Радха-Раманадеву возвысили его в глазах остальных до уровня святого. Он известен как один из шести Госвами Вриндавана, а его последователи и по сей день отдают ему почести, регулярно посещая его усыпальницу (самадхи) в Радха-Раман мандире.